- Это мероприятие прошло.
Философы помогают высокобалльникам в новых достижениях
07.09.2021 /08:00 - 17:00
Что объединяет юридическое пособие, QR-кодирование, химический анализ вод и цифровую филологию? Конечно, философия! И еще «Точка Кипения ЮУрГУ».
На протяжении прошлого учебного кафедра философии Института медиа и социально-гуманитарных наук Южно-Уральского государственного университета курировала подготовку студентов-высокобалльников к участию в III Технологическом конкурсе проектов, организованном на платформе «Университетской точки кипения».
«Университетская точка кипения» – это пространство коллективной работы над инновационными проектами и проведения общественно значимых мероприятий. Она была открыта при Агентстве стратегических инициатив. Это пространство востребовано для продвижения идей и проектов студентов и сотрудников ЮУрГУ, для помощи в участии конкурсов и грантов, организации взаимодействия с предприятиями региона.
Технологический конкурс проектов представляет собой соревнования разработанных студентами технологий и инновационных продуктов, технологических решений научных и технологических задач, проводимых в целях преодоления технологических барьеров в приоритетных отраслях и рынках НТИ и в целях снижения негативных последствий эпидемии коронавируса COVID-19 в социальных, технических и экономических сферах государства. И в этом году конкурс проводился уже в 9 номинациях: AeroNet, AutoNet, TechNet, EnergyNet,SafeNet, СоциоNet, ЭкоNet SmartSity, CoronaVirus.
Для участников конкурса кафедрой философии был разработан курс лекций по методологии научного исследования, представленный на платформе Института открытого и дистанционного образования. Помимо этого, к каждому из них был прикреплен куратор из числа преподавателей кафедры философии ИМСГН ЮУрГУ, который выступал в качестве научного руководителя и сопровождал студента на всех этапах оформления научно-прикладной идеи. Студенты в соавторстве с преподавателем готовили к публикации в выпускаемый кафедрой философии ИМСГН ЮУрГУ журнал «Homo Holistic» научную статью с подробным изложением актуальности своей научной идеи, его теоретико-методологическим обоснованием и подведением предварительных итогов. Прикладной этап освоения основ научной деятельности студентами-высокобалльниками под руководством преподавателей кафедры философии и выразился в оформлении заявки на IIIТехнологический конкурс проектов «Университетской точки кипения». В этом и заключалась суть тьюторского концепта кафедры философии: соединить теорию и практику, фантазию и прагматизм, запрос учащихся на поддержку учителя и потребность профессионалов делиться накопленным знанием.
Программный директор «Университетской точки кипения» ЮУрГУ, заместитель директора Центра коллективной работы «Университетская Точка Кипения» ЮУрГУ Елена Бунова рассказывает:
«Мы выражаем большую благодарность сотрудникам и заведующему кафедрой «Философия» Елене Васильевне Гредновской за помощь в вовлечение студентов младших курсов в инновационную работу. Благодаря такому сотрудничеству мы сможем охватить больший круг студентов, которые с первых курсов получат возможность познакомится с научно-практическими алгоритмами исследовательской деятельности».
Результат такой комплексной плодотворной работы, действительно, не заставил себя ждать. Подопечные кафедры философии ИМСГН ЮУрГУ получили 7 призовых мест, полностью заняв пьедесталы сразу в двух кластерах:
Направление «СоциоNet»:
1 место – Полина Павлова (научный руководитель – к.ф.н., доцент Соломко Д.В.);
2 место – Светлана Сокирко (научный руководитель – доцент Резвушкин К.Е.);
3 место – Анастасия Калашникова (научный руководитель – к.ф.н., доцент Пеннер Р.В.).
Направление «ЭкоNet»:
1 место – Рустам Шакиров (научный руководитель – к.ф.н., доцент Емченко Е.П.);
2 место – Екатерина Скворцова (научный руководитель – к.ф.н., доцент Пащенко О.В.);
3 место – Егор Малёв (научный руководитель – к.ф.н., доцент Емченко Е.П.), Амина Ахмадулина (научные руководители – к.ф.н., заведующий кафедрой Гредновская Е.В., к.ф.н., старший преподаватель Батурина И.В.).
Некоторые студенты решили не прекращать развитие своих проектов, а напротив, вывести их на новый, более высокий уровень. Так Егор Малёв и Амина Ахмадуллина (под руководством доцента кафедры Батуриной И.В.) решили попробовать свои силы, участвуя в конкурсе «Эко-Проектор», проводимом Челябинским металлургическим комбинатом ПО «Мечел» и общественной экологической организацией «Зеленый город». Их проекты «Экологическая оценка природных вод» (Малев Е.) и «Учебное пособие для детей старшего школьного возраста “Юридическая экология: краснокнижные животные Челябинской области”» (Батурина И.В, Ахмадулина А.) были поддержаны грантами и предложены к реализации в самое ближайшее время.
«Уважительное, бережное, сознательное отношение к природе родного края – одна из важнейших задач современного экологического просвещения и воспитания. Представленное на конкурс «Эко-Проектор» учебное пособие для детей старшего школьного возраста «Юридическая экология: краснокнижные животные Челябинской области» выражает глубинную потребность современных студентов в позитивных изменениях в охране окружающей среды и готовность не только словом, но и делом способствовать обеспечению гармоничного функционирования системы «человек-природа-общество» – отмечает куратор проекта, победившего сразу в двух конкурсах, преподаватель кафедры философии ИМСГН ЮУрГУ Ирина Батурина.
Но далеко не все проекты направлены на решение глобальных проблем. Студентка третьего курса Института лингвистики и межкультурных коммуникаций Светлана Сокирко сосредоточилась на решении сложных ситуаций внутри университета. Ее проект предлагает использовать технологию QR-кодирования решения проблемы недопонимания китайскими иностранными студентами академических текстов на русском языке в период их обучения в российском университете.
QR-код – это двухмерный штрих-код, хранящий в себе информацию для быстрого распознавания объекта. Его можно отсканировать с помощью смартфона или планшета. Аббревиатура «QR» происходит от фразы «quick response», что означает «быстрый отклик». Светлана предлагает разместить QR-коды на дверях аудиторий, в которых обучаются иностранные студенты. Таким образом учащиеся будут иметь возможность мгновенного перехода на специально созданный сайт или приложение, где будет размещена вся необходимая информация.
«Я сидела в коридоре университета и размышляла над тем, как можно помочь иностранным студентам лучше осваивать учебный материал. Я подумала, что простого написания справочника не достаточно, нужно чтобы информация была заметна, удобна и легкодоступна прямо в телефоне студента. Мой взгляд упал дверь аудитории, и пришла идея разместить на ней QR код, – рассказывает Светлана. – Разумеется, данный проект должен учитывать национальную специфику китайских студентов. То есть сайт QR-кода должен быть на китайском языке, с русским переводом. Это необходимо для понимания информации студентами и запоминания ими русских слов. Более того, сама технология QR-кода пришла к нам из Азии, ее разработали в Японии, и на сегодняшний день китайцы ее очень широко используют, а значит, ее внедрение в университете не вызовет трудностей или недоумения».
Девушка отметила, что конкурс помог ей понять, что такое проектная деятельность и написание научной статьи. Благодаря конкурсу Светлана точно знает, что хочет развиваться в науке: «Хочется поблагодарить Кирилла Евгеньевича Резвушкина за его советы и помощь в написании, а также организаторов конкурса и преподавателей кафедры философии за полезные лекции, которые нам прочитали».
«Всегда радостно видеть, как студенты проявляют интерес к научной деятельности, наблюдать их первые шаги в этом непростом деле, то, как они развиваются и становятся полноценными учёными, вносящими свой вклад в развитие науки – комментирует заведующая кафедры философии ИМСГН ЮУрГУ Елена Гредновская – Мы всегда готовы оказать помощь молодым и инициативным ребятам. К тому же, это сотрудничество ведет к выигрышу обеих сторон: преподаватели рады поделиться со студентами своим опытом и знаниями, где-то направить и подсказать, а ребята заряжают нас своим вдохновением и предлагают свежие, актуальные для их поколения идеи. Конечно, в этой связи особую благодарность за помощь в организации совместного проекта хотелось бы выразить Отделу методического сопровождения учебного процесса: начальнику отдела Ольге Викторовне Ивочкиной и старшему инспектору сектора методической работы Дарье Вячеславовне Бирюковой. Наша совместная работа с ОМСУП на платформе «Университетской точки кипения» показала, что у этого совместного проекта плодотворный ресурс, а значит, нужно продолжать двигаться в намеченном направлении к новым идеям, новым проектам, новым грантам, новым победам».